Скрипка Страдивари принесла Татьяне и Максиму золото

"Советский Спорт", 6 февраля 2004, №20 (16 253)

        Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, в третий раз завоевавшие золотые медали на чемпионате Европы, заявили, что их самым фанатичным поклонником на этот раз оказался венгр.

        СЕКРЕТ «ФИРМЫ»

        На полупустых трибунах (билеты дорогие, от 30 до 60 евро, поэтому полностью раскуплены лишь на показательные выступления) за Тотьмянину и Маринина переживал импозантный господин в очках. Это популярный венгерский скрипач и композитор Эдвин Мартон, выигравший какой-то безумно престижный конкурс. И ему досталась скрипка Страдивари стоимостью 3 миллиона долларов, таких в мире всего сорок две. В этом сезоне Таня и Максим катаются под музыку Мартона. «Ах, — сказал Эдвин, когда россияне закончили выступление, — я впервые так нервничал, даже на собственных концертах чувствую себя спокойнее!»

        Вышла накладка. Одно и то же произведение Мартона выбрали для произвольных программ и Тотьмянина с Марининым, и Евгений Плющенко. Правда, дали им разные названия: соответственно, «Искусство на льду» и «Памяти Вацлава Нижинского». «Летом мы с Женей участвовали в швейцарском шоу, на открытии которого выступал Эдвин. Нам так понравилась эта мелодия, что мы сразу решили взять ее для очередной постановки, — рассказал Маринин корреспонденту «СС». – Позже слышали, что Мартон приезжал в Питер к Плющенко для аранжировки пьесы, но не думали, что настолько совпадем с Евгением в своем выборе. У композитора ведь целый диск сочинений. Когда в ноябре на этапе «Гран-при» в Канаде увидели композицию Плющенко, нам уже поздно было что-либо менять!»

        «У меня давно была идея попросить коллег в начале каждого сезона отправлять на сегодняшний день засекреченную (это танцоры такое привнесли) информацию о новых программах в национальную федерацию фигурного катания. А то получается глупость: в одной команде готовят, скажем, три танго или два «Болеро» Равеля, — говорит олимпийский чемпион Олег Васильев, тренер Тотьмяниной и Маринина. – Нужен регулировочный механизм, если это кого-то беспокоит. Меня лично это не волнует, потому что я знаю, что моим спортсменам эта музыка подходит, помогает выигрывать и, что важно, спортивные пары первыми разыгрывают медали. И если будет повтор, то уже не у нас, мы-то турнир завершили».

        Любопытно, что Мартон, который иногда «аккомпанирует» фигуристам в различных ревю, не тревожится за свой драгоценный инструмент. «Стащить скрипку невозможно, поскольку ее охраняют специально обученные люди», — считает он. Больше судьбой шедевра обеспокоен Васильев: «Мартон играет на скрипке прямо на льду, как это было в шоу Артура Дмитриева (двукратный олимпийский чемпион в парном катании. – Прим. авт.) в Санкт-Петербурге. Вот это опасно, потому что если, не дай Бог, навернется, то и инструмент покалечит».

        ВЫПАДЫ В РАЗДЕВАЛКЕ

        На лед фигуристы выходят с улыбками до ушей. Так принято. А что творится накануне старта в мужской и женской раздевалках, куда журналистов и прочих посторонних лиц не пускают? Происходили ли разборки между, например, главными соперниками Тотьмяниной и Марининым, Марией Петровой и Алексеем Тихоновым, которые завоевали серебро? Перед произвольной программой наш корреспондент, благодаря женской хитрости преодолев кордон секьюрити, заглянула в оба запретных помещения. И знаете, все обыденно: никаких словесных перепалок, ссор! Конкуренты, каждый в своем углу, тихонечко зашнуровывают ботинки.

        «Выпады бывают со стороны тренеров, имеющих доступ в раздевалки, — рассказывает Тотьмянина. – И я под прессинг попадала, не буду называть фамилии наставников, уж больно они знамениты. Не помню, что мне говорили, о неприятных репликах стараюсь сразу забывать. Но меня это не выбило из колеи. А пять или шесть лет назад в Питере за день до соревнований у моего партнера украли коньки. Хорошо, что у мальчика, который катался в нашей группе, оказался такой же размер обуви, что и у Максима. И он одолжил ему свои коньки. Виновного мы не нашли, да и не искали».

        Петрова уверена: «Я обычно слежу за своей внешностью, делаю последние штрихи, поправляю прическу. А обмениваться колкостями – удел слабых. Я всегда оставляю на вешалке сумку с коньками, и не было случая, чтобы ее кто-нибудь спрятал». «Мы прошли тот этап, когда соперники вызывали у нас раздражение, — добавил Тихонов. – Это молодые злятся, видимо, так себя заводят. С кем-то из обидчиков мы даже дружили, скажем, с олимпийскими чемпионами Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе».

        «У любого спортсмена своя годами выработанная тактика поведения перед турнирами, — продолжает Васильев. – Кто-то полностью уходит в себя, запирается в туалете или где-то еще, а кто-то сидит в наушниках в кресле и слушает музыку. Иные судорожно вытаскивают из рюкзаков талисманы. Многие верят в приметы. Мы, люди спорта, суеверны. Моя партнерша Лена Валова ставила чехлы от коньков так, чтобы они идеально «смотрели» вперед и чтобы ни на миллиметр в сторону! Но Таня и Максим – другое поколение, более прагматичное. По-моему, им не требуется подспорье извне».

Дарья Сребницкая

Hosted by uCoz