Российская сборная по фигурному катанию впервые в этом сезоне собралась на подмосковной базе в Новогорске. В течение двух дней фигуристы представят на суд руководителей федерации и отечественных арбитров новые программы, с которыми будут выступать в предстоящем олимпийском сезоне. Корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с тренером Олегом ВАСИЛЬЕВЫМ, который работает с чемпионами мира в парном катании Татьяной Тотьмяниной и Максимом Марининым.
-- Расскажите о ваших новых программах.
-- Короткая программа поставлена на музыку Георгия Свиридова «Метель». Это тема, которую использовали и Ирина Роднина, и мы с Еленой Валовой, когда катались в паре. Тема очень сильная, но главное, что она очень подходит к стилю катания Тани и Максима. Программа включает восемь обязательных элементов. Наша задача состояла в том, чтобы скомпоновать их так, чтобы осталось место для хореографии, поскольку по новым правилам ИСУ с этого года все элементы удлинились, и это, естественно, сказалось на постановке программы. Но я думаю, что нам удалось справиться с этим. Программа фактически готова. В июле мы уже выступали с ней на турнире в США.
С произвольной все обстояло несколько иначе. Мы остановились на музыке Нино Ротта к фильму «Ромео и Джульетта». Точнее, взяли тему, а музыку написал венгерский композитор и скрипач Эдвин Мартон.
-- Мартон написал музыку специально для Татьяны с Максимом?
-- Специально для нас, по нашему либретто. Мы составили макет, каркас программы элемент к элементу, рассчитали время их исполнения, расставили акценты, музыкальный ритм и все это отправили Эдвину. Он работал недели полторы-две и представил свой вариант. Впервые мы решились на такой ход: не катание вписывали в музыку, а музыка легла на катание. Кроме того, сейчас мы уверены, что этой музыки не будет ни у кого. Мы купили на нее права, заплатив Мартону не только за сочинение, но и за право обладать этим произведением. На этот шаг пошли потому, что произвольная программа своего рода финальный аккорд. И не хотелось, чтобы кто-то еще использовал ту же мелодию. Мы уже были в такой ситуации, и в этом есть некоторые отвлекающие моменты от самого катания для арбитров.
-- Комментируя итоги прошлогоднего чемпионата мира, вы сказали, что ваши подопечные достигли «технического потолка». Какова ситуация с новыми программами?
-- Действительно, в прошлом году большинство элементов в наших программах было третьего уровня сложности -- самого высокого на тот момент. В этом сезоне правила несколько видоизменились, стали серьезнее, объемнее, и мы усложнили 11 из 14 элементов.
-- Можете обрисовать суть этих изменений?
-- Правила не изменились, они усложнились. Вместо трех уровней сложности стало четыре. Все это заставляет спортсменов двигаться по пути усложнения программ.
-- Однако в прошлом сезоне новые правила критиковали именно за это, говорили, что фигурное катание стало походить на трюкачество.
-- Это относилось в первую очередь к поддержкам, и критика была справедливой. В конце прошлого сезона на очередном заседании техкома ИСУ я высказал несколько идей, которые были встречены позитивно и нашли свое отражение в изменениях правил. Было предложено два пути. Один -- акробатические этюды. Другой -- поясню на примере. Предположим, фигурист поднял партнершу на одной руке и три с половиной оборота несет ее. Физически и координационно сделать это сложно, однако по правилам прошлого сезона оценивалось нулем. Теперь же это имеет свой уровень сложности. Как и дополнительные обороты на вращениях. Каждый «виток» -- новый уровень. Все эти, казалось бы, мелочи будут существенно влиять на оценку. Элементы будут длиннее, сложнее, но и зрелищнее.
-- Вам что-нибудь известно о ваших главных соперниках -- китайской паре Ксю Шень и Хонгбо Чжао?
-- Говорят, что партнер порвал «ахилл». Но я не доверяю полностью этой информации. Возможно, это пропагандистский трюк, чтобы сбить соперников с толку. Или речь идет о последствиях прошлогодней травмы, из-за которой фигурист снялся с чемпионата мира в Москве. Наши программы никак не перекликаются. Короткую программу китайцы подготовили на музыку Сергея Рахманинова «Вариации на тему Паганини», которую мы использовали два года назад. Произвольная -- «Мадам Баттерфляй». Короткую программу им помогала ставить американка Лори Николс, которая раньше работала с Таней и Максимом.
-- Не могу не спросить, как чувствует себя Татьяна после прошлогодней травмы?
-- Кроме как небольшого головокружения после длительного перелета через океан последствия того падения никак не проявляются. Таня до сих пор ничего не помнит, не смотрела видеоповтора того проката. Эту страницу нашей жизни мы перевернули и постарались забыть о ней.